Вопрос №40

Вопрос
Я хозяин магазина, покупатель взял у меня продукт и через некоторое время принёс обратно, объясняя, что товар испорченный, при этом срок годности ещё не прошёл. Как быть хозяину в данной ситуации?
Ответ

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат уль-Мухтадж» (том 4, стр. 353) сказал: «Покупатель имеет право вернуть товар при обнаружении старого недостатка. Также продавец имеет право вернуть оплату за товар, если обнаружит в нём старый недостаток...

Старый недостаток в товаре или в оплате – это тот недостаток, который был во время сделки или же появился после сделки, но до того, как покупатель заберёт товар или продавец заберёт оплату. Также этот недостаток должен существовать и во время расторжения сделки». «Недостаток, который даёт право на возврат, – это всё то, что придаёт недостаток самому товару или оплате, или уменьшает стоимость их так, что они теряют полноценное предназначение».

«Покупатель в срочном порядке обязан оповестить продавца о старом недостатке или о недостатке, возникшем до получения товара на руки, чтобы получить право на возврат товара. Также он после оповещения обязан в срочном порядке вернуть товар. Но стоит отметить, что принимают во внимание утверждение покупателя о том, что он не знал о срочности оповещения и возврата товара после обнаружения недостатка. <...> Если же он без причины отложит оповещение и возврат, то он не сможет пользоваться правом возврата товара».

Заключение: Если покупатель докажет, что в товаре есть недостаток, который возник до сделки, и этот недостаток на момент возврата тоже присутствует, то тогда вы обязаны забрать товар и вернуть деньги. Это в том случае, если покупатель, не откладывая, сразу, как обнаружил недостаток, оповестил вас об этом и, не откладывая, вернул товар. Если же он не сделал этого всего в срочном порядке, утверждая, что не знал об этой срочности, то вы и в этом случае обязаны забрать товар и вернуть деньги.

Торговля шафиитский
Поделитесь