Вопрос №38

Вопрос
Есть ли вознаграждение человеку, который даёт деньги в долг всем, кто просит, и не упрекает за это, не спрашивает, когда те вернут?
Ответ

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, Мухаммад ибн ар-Рамли, в своей книге «Нихаятуль Мухтадж», том 4, стр. 221, сказал: «Отдавать что-то взаймы является очень важной сунной, так как на этот счёт есть много аятов в Коране и известные хадисы. Например, хадис, переданный имамом Муслимом: «Кто развеет печаль своего брата из печалей этого мира, тому Аллах ﷻ развеет печаль из печалей Судного дня.

Аллах ﷻ помогает Своему рабу, пока тот помогает своему брату». Есть также достоверный хадис: «Кто ради Аллаха ﷻ даст взаймы два раза, тому будет вознаграждение, подобное тому, как если бы он один из этих двух раз отдал не в долг, а как милостыню». «Отдавать взаймы бывает желательным, если просящему это не крайне обходимо, а если человек крайне нуждается в этом (т. е. у него нет другого выхода), то давать взаймы такому человеку обязательно.

Если человек уверен или почти уверен, что тот, кто просит взаймы, будет тратить это на что-то греховное, то отдавать взаймы такому человеку запрещено. Если же человек уверен или почти уверен, что тот, кто берёт взаймы, будет тратить это на что-то нежелательное (карахат), то отдавать взаймы такому человеку нежелательно. «Человеку, у которого нет на это крайней необходимости, запрещено брать взаймы, если у него нет явных возможностей вернуть этот долг.

Но если тот, кто даёт ему взаймы, знает, что у него нет явных возможностей вернуть этот долг, то в этом случае брать взаймы у этого человека не запрещено». «Запрещено брать взаймы тому, кто, скрыв свой достаток, показывает ложно состояние бедности, подобно тому как запрещено показывать такое ложное состояние, чтобы получить милостыню.

Из этого ясно, что если тот, кто даёт взаймы, знает про это ложное состояние того, кто просит взаймы, то он не должен давать взаймы. Поэтому если тот, кто берёт взаймы, знает, что ему взаймы дают с мыслью, что он набожный человек или алим, но на самом деле он не такой, то ему запрещено брать взаймы». «Также запрещено брать взаймы тому, кто скрывает свою бедность и ложно показывает, что он богатый человек (тем самым гарантируя, что он вернёт взятое в долг), так как в этом – мошенничество и обман». («Нихаятуль Мухтадж», том 4, стр. 221)

Имам Ахмад передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто отсрочит бедному (неплатежеспособному) долг, тому за каждый день до наступления оговоренного времени будет засчитано, как будто он отдал [это имущество] в качестве милостыни. Когда же наступит оговоренный срок, и он отсрочит должнику и в дальнейшем, то за каждый день будет засчитано, как будто дважды это отдал в качестве милостыни» (имам Ахмад (5/360), Ибн Маджа и Хаким).

Деньги шафиитский
Поделитесь