Вопрос №24

Вопрос
Останется ли долг за человеком, если он не вернёт заём, взятый под проценты? Каковы последствия этого деяния на том свете (в ахирате)?
Ответ

У ростовщичества (риба) есть разные виды, в том числе риба аль-к’арз (заём под проценты), к которому и относится упомянутый заём. Такой вид кредита является тяжким грехом, который упомянут в Коране и в многочисленных преданиях, пришедших от Пророка ﷺ.

Всевышний в Коране сказал (смысл): «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстаёт тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: “Воистину, торговля подобна лихоимству”.

Но Аллах ﷻ дозволил торговлю и запретил лихоимство» (сура «Аль-Бакара», аят 275). Имам аль-Бухари и имам Муслим в своих сборниках передают хадис Пророка ﷺ, где он среди семи тяжких грехов упоминает ростовщичество: «Остерегайтесь семи губительных грехов: ...и поедания лихвы (ростовщичество)...».

Имамы Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи в своём сборнике передают следующий хадис: «Посланник Аллаха ﷺ проклял тех, кто пожирает лихву, выплачивает лихву, записывает договор о выплате лихвы и присутствует при этом в качестве свидетеля.

При этом он сказал: “Все они суть одно! (то есть являются участниками этого греха)”». Имам ан-Навави в своей книге «Равзат ат-Талибин» пишет следующее: «Любой заём, который приносит пользу кредитору, является запретным, подобно займу, в котором есть условие вернуть целые золотые и серебряные монеты за поломанные или же вернуть качественную вещь за некачественную, а также условие вернуть заём в другом городе.

Если кто-то поставит условие вернуть сверх заёмного имущества, которое относится к рибави (т. е. золото, серебро и пищевые продукты), или (имущество) будет не рибави (т. е. что-либо другое, помимо вышеперечисленного), то это запретно... Если возьмут заём с соблюдением хотя бы одного из этих (вышеупомянутых) условий, он будет недействительным... следовательно, нельзя (заёмщику) распоряжаться этим имуществом...

Если кредитор даст в долг без каких-либо условий, затем заёмщик сам (добровольно) вернёт имущество, которое качественнее или больше заёмного, или же вернёт долг в другом городе, то это дозволено». Имам ар-Рамли в своей книге «Нихая аль-Мухтадж», поясняя решение о недействительных сделках, пишет: «... Подлежит возврату взятое в заём, если это (имущество) ещё сохранилось, и равноценному возмещению, если оно испортилось».

Имам ‘Али аш-Шабрамалласи в своих субкомментариях пишет следующее: «Слова имама ар-Рамли “или же вернуть взамен равноценное (имущество), если (заёмное) испортилось” подразумевает возмещение эквивалентно и (за) самую высокую цену, если имущество из ценовой категории». 

Заключение:

Ссудный кредит (риба аль-карз) является тяжким грехом. Если человек вступил в долговое обязательство с процентной ставкой, он обязан покаяться в совершённом грехе и больше не возвращаться к нему. Любой вид займа, который приносит пользу кредитору, является запретным. Кредитору запрещается ставить какое-либо условие заёмщику при сделке.

Если заём был заключён с условием вернуть кредит с процентами, сделка считается недействительной, и заёмщику нельзя распоряжаться этим имуществом. Если заёмщик взял его и не использовал, то надо вернуть взятое хозяину, не выплачивая никаких процентов.

В случае растраты имущества ему надлежит вернуть долг эквивалентно взятому, также без процентов. Если человек принёс Всевышнему искреннее покаяние за то, что участвовал в такой сделке, а также вернул имущество хозяину или же возместил растраченное, то наказания на том свете, иншааллах, не будет.

Торговля шафиитский
Поделитесь