Вопрос №131

Вопрос
К какому виду деятельности, согласно Исламу, относится хиджама? И можно ли за неё брать деньги?
Ответ

Осуществление хиджамы (процедура кровопускания) является фарзом уль-кифаят, то есть коллективной обязанностью мусульман, выполнение которой некоторым количеством людей освобождает от неё остальных. Это такие обязанности, как медицинское обслуживание, строительство больниц, вынесение фетв, заупокойная молитва и т. д.

Имам аш-Ширбини в книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет: «К коллективным обязанностям относятся такие занятия и ремёсла, как торговля, швейное дело, хиджама и т. д.». Учёные-богословы шафиитского мазхаба о заработке посредством хиджамы говорят следующее. Имам аль-Харамайн в книге «Нихаят аль-Матлаб» пишет: «Заработок того, кто занимается кровопусканием, считается дозволенным. Если при острой нужде людей в хиджаме запретить получение прибыли с неё, то это приведёт к очень плохим последствиям».

 

Далее он пишет: «Несмотря на то, что зарабатывать, делая хиджаму, дозволено, не следует стремиться к этому, если имеется возможность приобрести средства другим способом». Имам Ибн Руфга в книге «Кифаят ан-Набих» пишет: «Нежелательными считаются те виды деятельности, в которых предполагается контакт с нечистотами, – хиджама, профессия забойщика, уборщика мест, где есть нечистоты». А вот согласно мазхабу имама Малика в этом вопросе нет даже нежелательности.

Учёный маликитского мазхаба Абу Валид аль-Баджи в книге «Аль-Мунтака шарх альМуватта» пишет следующее: «Что касается платы за кровопускание, то она дозволена». Заключение: Согласно мазхабу имама аш-Шафии хиджама является фарзом уль-кифая (коллективной обязанностью). Тем не менее, зарабатывать хиджамой нежелательно. Причина нежелательности в том, что человек контактирует с нечистотами, в данном случае – с кровью. Согласно мазхабу имама Малика в таком заработке нет нежелательности.

Медецина шафиитский
Поделитесь