Вопрос №120

Вопрос
Расскажите, пожалуйста, об истихаре (испрашивании у Всевышнего указания на правильный выбор в каком-либо деле) и обращении за советом. Чему отдавать предпочтение при возникновении противоречия между ними?
Ответ

О желательности совершения истихары учёный мазхаба имама аш-Шафии имам ан-Навави в своём труде «АльАзкар» пишет: «Делать истихару желательно, совершив намаз и прочитав дуа (мольбу). Если же нет возможности совершить намаз, то делают истихару с чтением дуа.

Поистине, истихара желательна во всех делах. После её совершения пусть человек предпримет то, к чему склонится его сердце». В своих комментариях к книге «Аль-Азкар» имам Аллан ас-Сиддики пишет следующее: «Истихару желательно делать тогда, когда человек желает что-то совершить, будь это поклонение или дозволенные дела.

Однако при совершении поклонения (ибадат) истихара делается с намерением определить – совершить данное поклонение в определённое выбранное для себя время или нет. Но не делается – совершить ли вообще, так как поклонение само по себе является благом. Из этого следует, что истихара не делается для совершения обязательного поклонения, которое нельзя откладывать, и это очевидно, так как смысл истихары заключается в просьбе ко Всевышнему указать, что лучше: совершить или оставить, и это касается обязательного поклонения, которое можно отложить (например, хадж и умра) в отличие от обязательного поклонения, откладывать которое запрещено».

Далее имам ан-Навави пишет: «Знай, что желательно тому, кто захотел совершить какое-либо дело, посоветоваться в этом вопросе с человеком, в религии, опыте, мудрости, искренности, набожности и сострадании которого он уверен. Желательно советоваться с группой людей, обладающих этими добродетелями, рассказать им о своём интересе к этому делу, разъяснить им пользу и вред. Советчик должен приложить все свои усилия и знания, прежде чем дать совет или рекомендацию».

Ибн Аллан ас-Сиддики далее пишет: «Советчик обязан посоветовать то, в чём есть благо для его религии и мирской жизни либо только для религии». Далее имам ан-Навави пишет: «И когда после получения совета станет ясно, что в совершении данного поступка есть благо, то пусть обратится к истихаре». «Из этих слов понятно, что советоваться предпочтительнее, чем делать истихару.

Имам Ибн Хаджар альХайтами сказал: "Это решение не является маловероятным даже в том случае, когда происходит противоречие между результатами совета и истихары, так как доверие к словам советчика сильнее, чем к тому, к чему склоняется сердце (после истихары), – из-за преобладания страстей над ним и порочности мыслей. И говорится, что если его душа совершенна, сердце духовно натренировано и превалирует чистота желаний, то предпочтение отдаётся истихаре, и это мнение является более аргументированным"».

Другое шафиитский
Поделитесь