Вопрос №11

Вопрос
Как быть с джума-намазом, если не разрешают уйти с занятий в школе, вузе, а самовольный уход чреват последствиями вплоть до исключения?
Ответ

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» о причинах, из-за которых разрешается пропустить джамаат-намаз и джума-намаз, пишет следующее: «В вопросе приобретения и добычи имущества ясно, что уважительной причиной (пропустить джума- и джамаат-намазы) является сама нужда (в этом имуществе), если она актуальна в настоящее время.

Если же на данный момент нужды нет, то это не причина». Имам ‘Абдул Хамид аш-Ширвани в своих субкомментариях приводит слова шафиитского учёного Саййида ‘Умара аль-Басри, который задаётся вопросом: «Что делать, если нужда в этом имуществе возникнет в будущем, и, не займись человек поиском сейчас, он не сможет добыть этого имущества тогда, когда эта нужда появится?» Далее имам аш-Ширвани пишет: «Здесь можно сказать, что это более достойная причина, чем та, когда человек, отстав от спутников, остаётся один в сафаре».

Заключение:

Джума-намаз – индивидуальная обязанность каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, у которого нет причины её пропускать. Если же человека не отпускают из-за учёбы, важной и нужной для последующей работы и заработка, или с работы, а самовольный уход чреват последствиями, и другого подходящего учебного заведения и другого места работы, где бы ему разрешили посещение пятничной молитвы, нет, то он может пропустить джума-намаз, ограничившись обеденным намазом. Вся ответственность ляжет на руководство этого учебного заведения или учреждения, если была возможность разрешить ему посещать этот намаз.

Намаз шафиитский
Поделитесь